История Вороново

В 1906 году был заложен так называемый первый кирпич в основание здания, построенного в 1917 году как народный театр специально к приезду и выступлению в нем Шаля́пина Фёдора Ива́новича (1873-1938) . Еще это здание с колоннами иногда называют Концертный зал им. Ф.И. Шаляпина. Забавно, что помещение называют в честь певца, который так и не приехал на открытие. Как говорят старожилы, Федор Иванович на вокзале Подольска встретился с Буниным и компанией и прокутил целую неделю по кабакам. Здание не имеет исторической ценности, но привлекает к себе внимание и никого не оставляет равнодушным. В ходе грандиозной реконструкции 2011 года здание получило второе рождение.

После революции многие дворянские усадьбы были разрушены или отданы «на растерзание» под склады, заводы и другие бытовые нужды. Некоторым из них повезло, и в них основали советские санатории для отдыха элиты или музеи. Подобная участь постигла и усадьбу Вороново (Подольский район, сейчас Москва) - настоящий дворец с парком дожил до наших дней, с советских времен привык быть элитным местом отдыха. Благодаря этому некогда знаменитая усадьбах известнейших дворянских и графских семей сохранилась. Вороново тесно связано с такими знаменитыми фамилиями, как Волынские, Воронцовы, Шереметьевы, Ростопчины. Усадьба Вороново является одной из старейших в Подмосковье. Она имеет интереснейшую историю, полную драматических событий.

Усадьба расположена в Подольском районе, сейчас Новая Москва, рядом с одноименным селом, в живописной холмистой местности на берегах реки Воронки и её притоке Бобровке. Барский двор на месте современного Вороново существовал еще до Смутного времени и польского вторжения. Прежде это была вотчина знаменитого рода Волынских, потомков Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского, полководца Дмитрия Донского и его родственника по свойству (Боброк-Волынский был женат на сестре великого князя). Да, это именно тот Боброк, засадный полк которого обеспечил победу русских в Куликовской битве. Один из его потомков носил волосы цвета воронова крыла и получил прозвище Вороной, отсюда и пошло название вотчины. Во владении рода Волынских вотчина размером двенадцать гектар находилась до первой трети XVIII в. Богатая природа для охоты и рыбалки, податные деревни, да и расстояние до центра столицы составляло всего лишь один день конного хода. Имение неоднократно переходило из рук в руки, когда по завещанию, когда из-за долгов, а когда и из-за коварства. Так, в 1738 г. тогдашний владелец усадьбы - кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны Артемий Петрович Волынский. Карьера его начала развиваться галопирующими темпами при Петре I, который сделал Волынского первым торговым представителем с Персией. Кстати, дворянин был женат на двоюродной сестре царя. Но из-за конфликта с Бироном Артемий Петрович был оговорен. Его позиция по многим вопросам отличалась от стратегии Бирона, так получилось, что между ними образовалась конкуренция. Бирон одержал победу в этой политической игре, а Волынский оказался в казематах с обвинением в подготовке государственного переворота. На дворе стоял 18 век, но средневековый приговор смертной казни «посадить на кол» был вынесен в июне 1740 г. за участие в мнимом заговоре против фаворита. Правда, перед исполнением приговора он был смягчен - Волынскому отрубили ногу и руку. Ужасная смерть!!! Семья дворянина также попала в опалу: его сын был сослан, дочери пострижены в монахини. Через несколько месяцев умерла и сама Анна Иоанновна. Говорят, при жизни ей являлся призрак казненного Волынского. Видимо, понимала, что поступила с ним неоправданно жестоко.

Первый усадебный дом был деревянный. Каменный дворец появился здесь во времена правления Елизаветы Петровны и потомков знаменитого Артемия Петровича Волынского. В 18 веке, когда к власти пришла Елизавета Петровна, она реабилитировала семью Волынских, освободила сына Волынского из ссылки, но тот не смог выдержать свалившиеся на семью испытания и умер. Елизавета Петровна вернула и дочерей из монастыря, передав усадьбу Вороново в приданое одной из них, Марии. Она вышла замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова, представителя еще одного небезызвестного рода Воронцовых, которого для нее выбрала сама императрица. Женившись, И.И.Воронцов вышел в отставку и занялся благоустройством имения. Новый владелец усадьбы Вороново сделал многое для того, чтобы она превратилась в один из самых благоустроенных и красивых уголков. Вообще, представители этого рода вошли в историю России как основоположники новых традиций русского барского быта. При Воронцовых усадьба получила новый виток развития. Был приглашен известнейший архитектор К.И. Бланк, который построил каменный господский дом с величественными колоннами, портиком и флигелями. В результате получился настоящий дворец, который вызывал восхищение и зависть у современников.

Стараниями Бланка в Вороново были созданы модный в 18 веке регулярный французский парк и Спасская церковь - храм Спаса Нерукотворного. Эта церковь была построена в 1762 году и освящена через год по благословению тогдашнего митрополита Тимофея. Через три десятилетия в ней были погребены супруги Воронцовы, однако до наших дней их надгробия не сохранились. Чуть позже на некотором отдалении была построена колокольня в стиле барокко. Проект Вороновского Голландского дома по типу модных в то время бюргерских домов XVI в. Карл Бланк сдавал самому Растрелли, который о Бланке отзывался как об отличном рисовальщике, который детально прорабатывал проект, а также как об архитекторе, который проектировал большое количество деталей, но делал это искусно и талантливо. Голландский дом в Вороново выглядит уютно и органично, если присмотреться, то можно увидеть элементы классицизма, ведь в это время этот архитектурный стиль плавно забирал эстафету у модного русского барокко. Облицовка Голландского дома меняла свой наряд не однажды, сейчас он обложен красным кирпичом, но на картине в музее можно увидеть этот дом с желтым фасадом. Маленькая Голландия в Вороново поддержана имитацией гребного голландского канала. Историки предполагают, что голландский стиль был выбран в честь Петра I и Елизаветы, которые много сделали для владельцев усадьбы. Сооружение пруда позволило устроить в усадьбе земляные террасы, которые появились благодаря земле выкопанного пруда. Таким образом, в Вороново трехуровневая терраса начинается на высоте дома и заканчивается на берегу пруда. Одним из украшений вороновского парка являлся грот, но до наших дней не сохранился, так как стены обрушились.

Некоторые считают, что название Вороново связано с фамилией Воронцовых, но это не так, ведь, этот род вступил во владение усадьбой, когда она уже так называлась. Скорее всего, название усадьбы связано с протекающей здесь речки Вороновка. В парке можно увидеть несколько «комнат» (так назывались участки парка того времени), каждая из которых имела свое предназначение. Например, в одной «комнате» высаживали ароматные травы, в другой - липы полукругом на берегу пруда для любования природой. Пруд является частью реки Вороновки, которая в данном месте разливается довольно широко, а после дамбы, держащий пруд, продолжает свой путь более узкой змейкой. С другой стороны усадьбы протекает река Бобровка. Название, видимо, дано ей не просто так, потому что нам даже показали дерево около пруда, которое пришлось спилить из-за подточки его бобрами. Существует одно из преданий Вороново. В парке есть курган, в котором, говорят, похоронен конь более позднего владельца усадьбы Ростопчина. Оказывается, что лошадей хоронят стоя, поэтому высота кургана вполне подходит под легенду о вороном друге. Да и пожилые работники усадьбы рассказывали, что на расположенной рядом плите, раньше можно было распознать надпись с пожеланиями спокойного сна, явно адресованного животному. Но о Ростопчиных чуть позднее, ведь усадьбой также владели Шереметьевы.

В декабре 1775 г. Вороново посетила императрица Екатерина II. В память о ее приезде в парке стоят два обелиска. В 1786 г. усадьбу унаследовал сын графа — Артемий Воронцов, крестный отец Пушкина. Он решил перещеголять отца и заказал не менее знаменитому архитектору Николаю Львову сооружение трехэтажного главного дома с двумя боковыми флигелями в стиле классицизма и конного двора. Дворец построили по проекту Львова, правда, сейчас от оригинального здания остался лишь фундамент, а сам дворец был восстановлен в середине 20 века.

В 1800 г. усадьба перешла к зятю А.И.Воронцова — Д.П.Бутурлину. Расточительство братьев Воронцовых привело к тому, что ему пришлось продать любимое имение за огромную по тем временам сумму - 320 тысяч рублей. Таким образом, подмосковная усадьба Вороново стала принадлежать известному государственному деятелю графу Федору Ростопчину. . Этот фаворит Павла Первого практически безвыездно прожил там восемь лет, с 1800г по 1808 г. в течение которых он тратил огромные суммы на обустройство оранжерей, выстроенной, возможно, по проекту Кваренги, где выращивались орхидеи и ананасы, и сада. Он занимался сельским хозяйством по европейским образцам, даже создал тут сельскохозяйственную школу, для чего пригласил иностранных специалистов. В Вороново у Ростопчина гостила известная французская писательница мадам де Сталь. В результате, по свидетельствам современников, Вороново стало главным украшением Подольского уезда, куда ездили, чтобы посмотреть на чудачества графа, разводившего средиземноморские растения и строившего летучий корабль. Этот аппарат, отдаленно напоминающий аэростат, Ростопчин предполагал использовать в войне с Наполеоном, которого он люто ненавидел и считал антихристом. Однако корабль так и не смог подняться в воздух, и все средства на его сооружение оказались потраченными впустую. При нем было устроено образцовое хозяйство — в парке появились обширные лужайки и цветники, были установлены привезенные из Италии мраморные статуи. С русской щедростью Ростопчин заказал статуи коней, покрытые сусальным золотом и установленные на каждой башне. При Ростопчине их было четыре, на каждом углу конного манежа, который стал его настоящей гордостью. Граф выписал из-за границы лучших скакунов, открыл первый конный завод в этих местах, где была выведена ростопчинская порода лошадей.

До нас дошла только одна башня, остальные вместе с усадебным домом пострадали при войне с Наполеоном. Французы уничтожили и коней, так как сразу сбили их с пьедесталов, надеясь, что они сделаны из чистого золота, но они просто разбились. Конный двор в ветхом состоянии дожил до 50-х годов 20 века, но в итоге его разобрали, оставив только одну башню. Напротив башни растет огромный дуб, хотя для данного парка он не является типичным деревом. Как говорят, Ростопчин любил свой вековой дуб, считал его местом силы, обнимал и разговаривал с ним. Но однажды в дерево попала молния и расколола его. Граф приказал привезти из леса еще один вековой дуб и посадить на том же месте. Крестьяне выполнили приказ, но новое дерево не прижилось и погибло. Граф приказал сажать вековые дубы, пока какое-нибудь не приживется. И очередная попытка оказалась удачной.

Ростопчин по приказу Александра I состоял в должности московского военного губернатора. И 20 сентября 1812 г., когда после пожара в Москве к Вороново стали подходить наполеоновские войска, своими руками демонстративно сжег любимое имение, чтобы оно не досталось врагу, и оставил послание оккупантам. Такой поступок в духе героев античности произвел на современников сильное впечатление, как и неожиданный переход в католичество супруги графа — Екатерины Петровны. Была найдена записка, прикрепленная на дверях церкви, в которой говорилось: "Жители этих мест в числе 1710-ти покидают его при вашем приближении, и я поджег свой дом, чтобы он не был осквернен вашим присутствием … здесь вы не найдете ничего, кроме пепла…".. И это еще одна из множества легенд. Как и любая старинная усадьба, Вороново имеет свою тайну. Так, рассказывают, что после пожара, устроенного Ростопчиным, свидетелей гибели дворца очень удивил тот факт, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, хотя их было немало в господском доме и в саду. При этом доподлинно известно, что никаких ценностей московский генерал-губернатор оттуда не эвакуировал. Можно предположить, что под домом или поблизости должно находиться подземелье, где заблаговременно были спрятаны сокровища семьи Ростопчиных. Лабиринт. Историки-романтики надеются, что также в подземной системе, прокопанной под парком, скрыта богатейшая библиотека и фамильные реликвии. Эта тайна Воронова так до сих пор не разгадана. Существует ли оно на самом деле или нет, неизвестно, однако, старожилы утверждают, что во время строительства санатория в конце 1940-х годов был обнаружен подземный. Осенью 1812 г. в Воронове находился штаб Мюрата, вице-короля неаполитанского, командовавшего французским авангардом. Последние годы жизни Ростопчин провел сначала за границей, а после - в Москве, и почти не появлялся в Вороново… Ф.В. Ростопчин умер в 1826 г. А поместье унаследовали его сын Андрей и невестка. Они построили на фундаменте старого дворца двухэтажный господский дом, который ничем не отличался от других дворянских гнезд своего времени. Вороново представляет собой огромное поместье с двумя тысячами крепостных. Андрей Федорович открыл в Москве для всеобщего обозрения картинную галерею из собрания отца. Его жена, Е.П. Ростопчина, урожденная Сушкова, была известной поэтессой и писательницей той поры, а также хозяйкой модного литературного салона. Она владела Вороново после смерти мужа, до 1858 г., но в конце концов Вороново было продано. В середине 19 века у усадьбы появился новый владелец Александр Шереметьев. Граф А.Д. Шереметев необыкновенно сочетал в себе любовь к музыке (был незаурядным композитором и дирижером) и любовь к пожарному делу. Понимая, что пожары — бич России, он организовал Российское пожарное общество, издавал журнал "Пожарный", создал в имении образцовую пожарную команду. На здании главного дома до сих пор сохранился герб Шереметьевых, надпись гласит: «Бог сохраняет все». Усадьба в этот период стала напоминать загородные жилища французских богатых буржуа, дом был несколько раз перестроен В частности, над домом была надстроена мансардная крыша, южное крыло разобрали, галерею расширили, а к парадному фасаду пристроили аркаду с балконом. В последнее десятилетие перед революцией имение пришло в запустение, так как его владельцы: дочь Шереметьевых и ее супруг — лишь изредка посещали Вороново. У А.Д. Шереметева Вороново купил его брат, граф С.Д.Шереметев, для приданого своей дочери Анны, вышедшей в 1894 г. замуж за графа А.П. Сабурова, сына сенатора и археолога. Последняя хозяйка носила фамилию мужа Сабурова. Ее муж, губернатор Санкт-Петербурга, граф Сабуров, был арестован и расстрелян в 1919 г., двое их сыновей погибли в лагерях, а сама Анна Сергеевна Сабурова уехала из усадьбы с одной повозкой и больше сюда не вернулась. Она умерла, пройдя тюрьму и ссылку.

Усадьба была национализирована с приходом к власти большевиков, а в 1949 господский дом усадьбы был перестроен, в нем основали санаторий, а на территории появился лечебный корпус с номерами и другие постройки. В постсоветский период усадьба Вороново была передана в ведение Минэкономразвития России, и там был основан современный лечебно-профилактический центр. На территории имения сегодня сохранились только следующие постройки: красивый усадебный дом, представляющий собой здание, в котором соединены архитектурные стили разных периодов 19 века; живописный голландский домик с декоративными вазами, белокаменными деталями и с фигурчатыми фронтонами, построенный Карлом Бланком в стиле петровской эпохи; угловая круглая башня — единственное здание, сохранившееся от великолепного конного двора, основанного при графе Ростопчине. По дороге к круглой башне можно увидеть гипсовых львов, которые были здесь поставлены в советское время. Львы выглядят весьма дружелюбно, но других и не могли поставить, ведь они предназначались не для охраны, а для встречи гостей в летнем кинотеатре санатория. Также на территории усадьбы можно увидеть так называемый голландский пруд с небольшим благоустроенным пляжем и голландский домик - символы усадьбы. Главным украшением усадьбы и сейчас остается Воронцовский парк – один из лучших образцов садово-паркового искусства XVIII в, сегодня там можно увидеть деревья, которым не одна сотня лет. Усадьба всегда славилась богатой растительностью. Отдельной достопримечательностью Вороново эпохи 21 века является железный мост через реку. Идешь по положенному на железки асфальту, а мост гуляет под тобой так, как будто началось землетрясение. За пределами усадьбы в самом поселке Вороново можно посетить местную картинную галерею- музей, которая расположена в здании старой земской школы. Как уже было сказано, сегодня в Вороново действует современное лечебно-профилактическое учреждение, принадлежащее Минэкономразвития России, санаторий “Вороново”. На протяжении своего существования Вороново является местом, где занимались разведением лошадей. И сегодня тут действует конный клуб, где проводится обучение верховой езде взрослых и детей. У гостей Вороново есть возможность увидеть все достопримечательности, которыми оно богато.